С высоты сегодняшнего дня взгляд в техническое прошлое человечества очень часто ставит современного человека в тупик: ну как можно жить без велосипеда, без спичек, без горячей воды, без самолета, без автомобиля. Когда все это вертится, крутится, загорается, шумит, гудит трудно представить, что когда-то ничего этого не было.
Ну, например, полтора столетия назад никто даже в самых смелых мечтах не мог предположить, что в каждой квартире можно устроить подогрев горячей воды, или же построить системы централизованного снабжения горячей водой.

Современному человеку трудно окунуться в атмосферу городского быта прошлого, когда не было газа, подведенного в каждую квартиру, не было электричества, не было устройств, способных греть, светить, крутить.

Как это было…

8.jpgКак сказал в свое время классик, потребность и лень - двигатели прогресса. Эта сермяжная истина наблюдается всегда, когда технический застой вызывает к жизни новые технические решения в любой области: воздухоплавание, строительство всех видов, быт и его индустрия, военная техника и т.д. Так было и с проблемой горячего водоснабжения.

Сначала городские дома стали оборудоваться газопроводами для целей освещения в ночное время, затем газ пришел в квартиры и вот тут и случился ступор - энергоноситель есть, а приборов для его использования еще нет. Невспаханное поле для изобретателей всех калибров.

Седовласые и бородатые, молодые и безусые, инженера и мастера «золотые руки», истинные энтузиасты техники всегда оказываются на острие новых технических решений. Не всегда мы знаем, кто же был первый, но проходит время и в благодарной памяти человечества остаются, даже если и без имен, их дела, которые иногда поднимаются до уровня национальных достижений. Так сложилась и творческая биография известнейшего немецкого изобретателя Хуго Юнкерса.

Х. Юнкерс – изобретатель газовой колонки

Родиной Хуго Юнкерса был прусский город Рейдт, где он родился в 1859 г. в семье владельца текстильной компании. После окончания школы Хуго поступил в ремесленное училище г. Бармен и далее получил высшее техническое образование в Берлине, Карлсруэ и Ахене (окончил в 1883 году).

Т.к. его основной специализацией была теплотехника, то в 1888 году его пригласили работать в Германскую континентальную газовую компанию. В те времена сферы применения газа для освещения улиц, а затем и как топлива для двигателей, стремительно

расширялись. Молодой энергичный специалист теплотехник по заказу фирмы занимался исследованиями энергетической ценности горючего газа. Техническая жилка сработала, и он изобрел и запатентовал свой калориметр, в котором тепло, образующиеся при сжигании непрерывного потока газа, передавалось непрерывному потоку воды в тонкой трубке. Логическим продолжением этих экспериментов стало изобретение газовой колонки.
В 1895 году Х.Юнкерс открыл в Дессау завод газовой аппаратуры, где газовая колонка и получила путевку в жизнь. И до сих пор газовая колонка считается полезнейшим изобретением человечества.3.jpg Ее потребительская ценность в том, что стало возможным снабдить каждую газифицированную квартиру подогретой водой.

В дальнейшем Х.Юнкерс, уже профессор Ахенского высшего технического училища, занялся проблемами авиации и построил на своем заводе (с 1917 г фирма «Junkers and Co.») первый в мире цельнометаллический самолет. К этому периоду относится и большое число технических решений с использованием его патентов: аэродинамическая труба, дюралевый биплан, пассажирский самолет на 6 мест Ю-13, дизельный авиадвигатель, первый в мире серийный пассажирский самолет Ju-52 и многие другие. Однако тему газовой колонки изобретатель не оставлял никогда.

В 1929 году колонки, которые были потенциально небезопасным оборудованием, благодаря изобретению Х.Юнкерсом термоэлектрического выключателя газа, стали самыми безопасными в мире. Суть изобретения заключалась в том, что выключатель отключал газ при исчезновении пламени.

Само понятие «газовая колонка Юнкерса» стало символом предвоенной Европы. Промышленная мощь империи Юнкерса к тому времени, благодаря, как сейчас говорят, удачному менеджменту, позволила открыть десятки заводов по всему миру.

Милитаристский дух Германии 30-х годов становился все более зловещим и Х.Юнкерс, убежденный либерал, отказался сотрудничать с нацистами, хотя к тому времени на его заводе в Дессау уже выпускались и военные самолеты. По этой причине его заводы были национализированы, а сам он скончался, будучи под домашним арестом, в 1935 году.

Следует заметить, что все дальнейшие разработки военных самолетов выполнялись уже без Х. Юнкерса. «Junkers & Co» позже стала фирмой «Бош Термотехника», которая до сих пор выпускает большой ассортимент водогрейного оборудования с самыми высокими характеристиками.

Что же изобрел Хуго Юнкерс?

10_prev.jpgГазовая колонка Юнкерса объединяла в себе два устройства - газовую горелку и калорифер. Что такое горелка представляют все, а слово «калорифер» является производным от латинских слов calor - тепло и fero – нести, иначе говоря, «переносчик тепла».

Принцип действия прост, как мир: газ в горелке поджигается, и ее пламя нагревает воду в трубке, которая выходит из котла и проходит, допустим, в ванную или посудомойку. Изначально колонка была устройством импульсного типа, т.е. включалась только на время протока воды – кончил мыть посуду вода и колонка выключаются. Основная техническая проблема в колонках заключалась в максимальной передаче тепла пламени холодной воде.
Постепенно мощность газовых колонок увеличилась настолько, что тепла хватало и для обогрева помещения. Для этого в колонку добавили еще один водяной контур (замкнутый), который проходит по периметру помещения, отдает свое тепло комнатному воздуху и, охладившись, возвращается к месту подогрева. Дальше цикл повторяется. Такие двухконтурные газовые колонки непрерывного действия стали называть газовыми котлами.
Время идет, газовая колонка непрерывно совершенствуется, но ее схема - горелка, калорифер и автоматика безопасности, остается такой же, какой ее впервые предложил Хуго Юнкерс еще в позапрошлом веке.

Современные газовые колонки

9.jpgСовременные газовые колонки (котлы) впитали в себя многие черты сегодняшнего дня и имеют несколько признаков классификации, определяющих их техническое содержание. Основные из них – варианты автоматики поджига, конструкция камеры сгорания и мощность.
Автоматика поджига бывает полуавтоматической и автоматический. Первый режим означает включение запальника кнопкой на передней панели. После этого запальник малым пламенем горит постоянно, а при заборе воды для нагрева включается основная горелка. Поджиг реализуется при помощи специального электрода встроенного в запальник или от пьезоэлемента.

При автоматическом поджиге электроника отслеживает проток воды, тягу в дымоходе и включает-отключает горелку.
Конструкция камеры сгорания выбирается исходя из наличия или отсутствия дымохода. Если в доме имеется дымоход - выбирают камеру открытого типа, а если дым придется отводить принудительно, то камера должна быть закрытого типа.

По варианту забора воздуха и выбросу продуктов сгорания колонки бывают полутурбо, забор воздуха из помещения, и турбинированные - забор воздуха с улицы. Современные колонки снабжаются большим количеством защитных устройств – до 10. Это позволяет гарантировать безопасную эксплуатацию, но любые вопросы по установке и использованию газовых колонок и котлов следует согласовывать только со специальными службами.


Заключение


Больше 110 лет прошло с тех пор как на заводе в Дессау начали производить газовые водогрейные приборы, но до сих пор торговая компании «Bosch Gruppe» выпускает газовые колонки и котлы JUNKERS с самым высоким уровнем технического совершенства.
 

(0 голосов)